Jump to content

Факторы выбора региональных университетов России

Sign in to follow this  
Бакуменко Ольга

158 views

В процессе изучения модели QFD решила сопоставить результаты опросов студентов по 5 региональным университетам, с которыми работала в течение последнего года (чтобы период и структуры анкетных опросов были сопоставимы). Все университеты расположены в субъектах РФ, являются государственными и небольшими (до 10 тысяч студентов).
 
Так вот, основными факторами выбора таких университетов являются: наличие нужной специальности; бюджетные места; легкость поступления и город обучения. Дополнительными: наличие общежития; неплохое качество обучения (квалификация ППС); студенческая жизнь и поддержка студентов; карьерные возможности; друзья рядом. Сопутствующими: стоимость обучения и престиж вуза.
 
Для иностранных студентов факторы схожи, но бОльший вес имеют факторы «легко учиться» и «интернационализация».
 
Выводы:
- Мне кажется, что низкие барьеры входа как фактор выбора – это не то, чего достойны наши университеты. Может быть, проблема не в потенциале, а в недопозиционировании?
- Бренд территории играет важную роль в выборе университета (но для ИС менее актуален, чем для российских). Тут важно не только работать над региональными экспортными брендами, но и рассказывать про регион и город на сайте университета (мне нравятся примеры университета Амстердама или Глазго).
- Квалификация ППС – это не только один из важных факторов выбора, но и основное достоинство региональных университетов, с точки зрения студентов. Как бы нам не растерять это достоинство в цифровой среде из-за недостаточно сильных цифровых компетенций наших преподавателей…
- Студенческая жизнь, которая в последние годы все больше замещается волонтерством, не так важна для иностранных поступающих, как много мы об этом пишем. Для поступающих на бакалавриат еще да, а вот для магистров (согласно опросам) скорее нет. А еще очень много негатива в анкетах по поводу принудительного участия в мероприятиях.
- Карьерные возможности во время и после окончания обучения имеют высокую важность (особенно для ИС), но чаще их относят к недостаткам университета (сложности в прохождении практик, неудобно совмещать учебу и работу, работодатели не хотят брать на работу иностранцев и т.п.). По-моему, это важный фактор в свете того, что наши зарубежные конкуренты активно развивают это направление во время пандемии из-за падения доходов населения во всем мире.
 
Для сравнения: факторы выбора частных университетов и университетов Москвы и Питера (кроме ведущих) отличаются и сильно (по крайней мере в моей практике). Значит ли это, что региональные университеты работают с одним и тем же сегментом и одинаково позиционируются?
 
Как это все можно использовать в работе? Любое рекламное обращение сегодня считывается в режиме проскролливания за 1-2 секунды. Таких обращений (таргетированной, контекстной, прямой рекламы поступающий видит в день десятки). Поэтому оно должно рассказывать про основные потребности поступающего (как представителя конкретного сегмента, с которым работает университет).
 
При чем тут QFD? Эта матрица позволяет сопоставить факторы выбора и характеристики образовательных услуг университета, что можно использовать не только для оптимизации позиционирования, но и для разработки новых продуктов.
Sign in to follow this  


0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...