Jump to content

Международное научное сотрудничество – тоже в онлайн?

Sign in to follow this  
Бакуменко Ольга

100 views

Судя по последним политическим трендам – да. Вопрос: в каких формах и с использованием каких инструментов. Мы же успешно публикуемся в зарубежных журналах и совместно с зарубежными учеными. Но достаточно ли этого?
 
Я исходила из трех предпосылок:
1) Наука не может существовать внутри одной страны, в отрыве от глобальной научной коммуникации.
2) Все базовые научные KPI российских университетов последних лет основывались на показателях публикационной активности.
3) Публикационная активность сама по себе не обеспечивает успех научной коммуникации.
 
Для исследования я воспользовалась открытыми аналитическими данными научной социальной сети ResearchGate и любимого SimilarWeb для той же выборки университетов, что и два поста назад.
 
Выводы:
 
1) По всем основным показателям публикационной активности, с точки зрения ResearchGate, российские университеты проигрывают зарубежным (в выборке представлены университеты, имеющие схожие позиции в рейтинге QS 2021). Средний RG Score у зарубежных университетов выборки выше в 2,6 раза; среднее число членов данной научной социальной сети – в 2,05 раза; среднее число публикаций – в 2,33 раза; среднее число прочтений публикаций – в 4,63 раза; среднее число прочтений на 1 публикацию – в 1,8 раза. Отдельно стоит отметить число публикаций на 1 члена научной социальной сети, которое для российских университетов достигает 15, а среднее значение для зарубежных университетов выборки равно 6…
 
2) Россия не входит в топ-стран исхода читателей статей зарубежных университетов нашей выборки и одновременно читает сама себя (т.е. для всех университетов является первой в топе исхода стран читателей). Это про включенность России в мировую научную повестку. Выглядит так, будто наша наука намного более замкнута в границах страны, чем это принято во всем мире. И причина тут кроется, наверное, не в качестве научных результатов, а в умении их продвигать. И тут важна не только научная журналистика (хотя вклад наших научных журналистов бесценен!!!), но и научные бренды университетов, личные бренды ученых, научный маркетинг, PR и международная конгрессная деятельность. Как будто бы наш менталитет мешает нам рассказывать всему миру о своих достижениях. Мой старший сын-первоклассник на днях спросил: «Мама, я не понимаю, почему в школе всегда ругают за ошибки и так мало хвалят». Видно, так и воспитывает нас наша система образования: боимся ошибок и стесняемся рассказывать о достижениях.
 
3) И напоследок я решила посмотреть наложение целевой аудитории пользователей сайтов университетов выборки и сайта ResearchGate. С целью выяснить, для каких университетов справедлив тезис: «Если научный потенциал университета интересен мировому сообществу, то будет корреляция между целевыми аудиториями посетителей сайта этого университета и сайта ResearchGate» (напомню, что социальная сеть RG имеет рейтинг №1 среди всех сайтов мира в категории "Образование и наука"). На используемой выборке я тезис подтвердила. Социальная сеть ResearchGate входит в топ-5 сайтов по наложению целевой аудитории пользователей для сайтов зарубежных университетов выборки. А в российской выборке – только для двух – МГУ и СПбГУ, - как раз для тех университетов, которые имеют высокие оценки RG (на графике, про оценку RG здесь https://explore.researchgate.net/display/support/RG+Score).
Выдвигаю гипотезу, что продвинуться выше в международных рейтингах российские университеты смогут только через цифровой научный маркетинг. Ресурс укрепления позиций за счет количества публикаций и коллабораций с зарубежными авторами почти исчерпан.
 
P.S.: безусловно, для данного объекта исследования требуется бОльшая репрезентативность выборки и более комплексная методология – это на будущее, для докторской. А этим постом я хочу показать, что веб-аналитика позволяет с минимальными затратами ресурсов увидеть общую картину глобальных научных коммуникаций университетов нашей страны.

Для ФБ 24.JPG

Для ФБ 24 -4.JPG

Для ФБ 24 - 5.JPG

Для ФБ -2.JPG

Sign in to follow this  


0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...