Jump to content
Sign in to follow this  
  • entries
    38
  • comments
    8
  • views
    1,458

About this blog

Сегодня российские университеты столкнулись с необходимостью быстрых решений по диджитализации своей деятельности, и в первую очередь, маркетинговых коммуникаций и позиционирования. Оказалось, что для коммуникаций с внешней средой можно использовать не только сайт, но и социальные сети, образовательные и научные порталы и агрегаторы, видеохостинги и другие каналы. А также, что нужно не только продвигать себя, но отличаться от конкурентов и удовлетворять потребности клиентов наилучшим образом. Вот тут-то и пригодились мой опыт и компетенции в области международного и digital маркетинга университетов. Уже реализовала несколько проектов по аудиту электронной интернационализации университета и разработке стратегий международного маркетинга. В этом блоге буду делиться своими выводами и рекомендациями. Вдруг кому-то будет полезно!

Entries in this blog

 

Брендинг как диалог

Основным носителем бренда любой организации являются ее сотрудники И даже если университет этого не осознает, он вкладывается в основного носителя бренда. А тут вот какая сложность. В западной научной литературе выделяют два вида бренда университета: научный и корпоративный. В российской практике много внимания уделяется образовательным брендам или брендам образовательных программ. А это значит, что носителями бренда являются разные внутренние стейкхолдеры: ученые, сотрудники, преподава
 

Про портфельные стратегии и цели экспорта образовательных услуг

Как правило, университеты обращаются с запросом: нам нужно увеличить число иностранных студентов. Сразу возникает встречный вопрос – зачем? Ради заветных 5% в контингенте? Чтобы получить дополнительный доход? Чтобы создать интернациональную среду для «домашних» студентов? Или чтобы закрыть КЦП (в региональных вузах встречается и такая цель). Другими словами, цели экспорта образовательных услуг должны быть встроены в портфельную и финансовую стратегии университета. Работать с портфельным
 

Факторы выбора региональных университетов России

В процессе изучения модели QFD решила сопоставить результаты опросов студентов по 5 региональным университетам, с которыми работала в течение последнего года (чтобы период и структуры анкетных опросов были сопоставимы). Все университеты расположены в субъектах РФ, являются государственными и небольшими (до 10 тысяч студентов). Так вот, основными факторами выбора таких университетов являются: наличие нужной специальности; бюджетные места; легкость поступления и город обучения. Дополнител
 

Про цифровые бренды технических университетов

О концепции решений, которые мы принимает один раз в жизни. Поступить в зарубежный университет или переехать работать в другую страну – эти решения мы долго принимаем и редко повторяем. Это решения, которые нельзя будет изменить, и которые влияют на судьбу человека.   Как это отражается на брендинге университетов? Наши целевые аудитории меньше верят информации, исходящей от университета, и принимают решение на основе отзывов и рекомендаций. А еще – чем выше социально-экономически
 

Про научный “tone of voice”

Про позиционирование международного научного бренда университета в целом на странице сайта “Research”. Кстати, в зарубежной практике эту страницу называют еще “Research and Impact"или “Research and Innovation”. У нас часто встречается “Science”.   Так вот, в основе позиционирования научного потенциала ведущих российских университетов на англоязычных сайтах лежат: научные подразделения и компетенции, научная инфраструктура и публикации, научные новости и события.  
 

Про научный house of brands и идентичность научного бренда

Научный бренд университета – это не одномерное понятие, а "house of brands".   1. Научная составляющая включена во все виды брендинга университета. Например, на корпоративном уровне это позиционирование университета как ведущего научно-исследовательского центра. Научный потенциал включается в брендинг образовательных программ магистратуры и докторантуры. Когда университет говорит о том, что он дает то знание, которое было создано в стенах этого университета или транслирует
 

В чем заключается залог успеха цифровой трансформации международной деятельности российских университетов?

1. Для успешной цифровой трансформации международной деятельности нужна полная и безапелляционная поддержка руководства университета. Во многих российских университетах отсутствует системное управление стратегическим маркетингом. Часто маркетинговые службы (если они есть) отвечают за позиционирование университета внутри страны и не вовлечены в процессы разработки образовательных продуктов или разворачивания цифровых сервисов. Такой подход соответствует «сбытовой» концепции маркетинга, когда в фо
 

Про буклеты и каталоги (prospectuses)

Буклеты (каталоги) университета (цифровые или печатные) – это важный маркетинговый инструмент рекрутинга. С одной стороны, согласно результатам опросов, иностранные поступающие ставят этот инструмент на первое место (см. фото, источник в первом комментарии к посту), с другой – зарубежные университеты уделяют ему большое внимание.   1. Начнем с того, что такое «prospectuses»? «Наши» буклеты и «зарубежные» каталоги – это очень разные издания. Я помню, у нас выставка была в междунар
Про рейтинг Global Think Tanks 2020 и научный маркетинг

Про рейтинг Global Think Tanks 2020 и научный маркетинг

Начиная с 2006 года Университет Пенсильвании составляет глобальный рейтинг ведущих мировых научных центров. В 2020 году в выборку вошли 11175 think tanks из 85 стран мира, из них 143 – из России. Вообще Россия занимает 12-ю позицию по числу ведущих научных центров. Для сравнения: в США – 2203, в Китае 1413, а в Индии – 612.   Основной своей целью составители рейтинга называют развитие нетворкинга и установление партнерств между различными стейкхолдерами: наукой и властью, властью
Международный цифровой маркетинг университетов

Международный цифровой маркетинг университетов

Гипотезы: 1. Российские университеты часто подменяют понятие «управление цифровым маркетингом» понятием «управление цифровыми медиа», делая ставку на интернет-каналы и рекламные инструменты, а не на цифровые бренды, продукты и цифровую культуру организации. 2. Российские университеты часто пытаются продвигать разработанные для национального рынка бренды (включая краткое фирменное наименование, логотип, слоган и т.п.) на зарубежных рынках. Такой подход не всегда обеспечивает при
Все гениальное просто – про анализ структуры сайта университета

Все гениальное просто – про анализ структуры сайта университета

Сайт – это центр коммуникации любой компании в Интернете.   Анализируя сайты университетов, мы можем использовать три основных инструмента: - веб-аналитику; - контент-анализ; - юзабилити-тестирование.   Есть еще один очень простой инструмент – анализ структуры главной страницы сайта.   Главная страница сайта — это цифровая визитная карточка бренда.   В идеале она должна содержать следующие структурные элементы:
Про обратную воронку маркетинга и онлайн рекрутинг

Про обратную воронку маркетинга и онлайн рекрутинг

Система цифрового маркетинга работает эффективно только тогда, когда в этой системе есть хотя бы по 1 инструменту на каждом этапе воронки. Спойлер: российские университеты концентрируют усилия на двух из семи этапов.   Обратная воронка цифрового маркетинга включает в себя семь базовых этапов и эффективна только при отработке каждого из них.   Охват. Самый легкий в применении и потому популярный этап, эффективность которого напряму
Про цифровую трансформацию международной деятельности университетов: размышления

Про цифровую трансформацию международной деятельности университетов: размышления

Об этом стали много говорить в последнее время. И чаще всего – как о последовательной цифровизации онлайновых бизнес-процессов: онлайн рекрутинг, онлайн мобильность, онлайн сетевые международные программы, онлайн международные мероприятия и т.п.   Безусловно, применение онлайн технологий в управлении привычными бизнес-процессами позволяет повысить эффективность таких процессов. Но цифровая трансформация ли это?   В бизнесе под цифровой трансформацией понимают пере
Международное научное сотрудничество – тоже в онлайн?

Международное научное сотрудничество – тоже в онлайн?

Судя по последним политическим трендам – да. Вопрос: в каких формах и с использованием каких инструментов. Мы же успешно публикуемся в зарубежных журналах и совместно с зарубежными учеными. Но достаточно ли этого?   Я исходила из трех предпосылок: 1) Наука не может существовать внутри одной страны, в отрыве от глобальной научной коммуникации. 2) Все базовые научные KPI российских университетов последних лет основывались на показателях публикационной активности.
На какие страницы сайта университета переходят из поисковых запросов?

На какие страницы сайта университета переходят из поисковых запросов?

Про контексты… но не рекламу   Потому что университеты контекстную рекламу используют редко, особенно зарубежные. Поисковый трафик на университетские сайты на 98% органический, т.е. исключает переходы из рекламной выдачи. И тогда интересно, какие поисковые запросы используют посетители? А еще интереснее – на какие страницы сайта переходят по результатам поиска?   Я попробовала сервис Spywords (подарили они мне бесплатный доступ :)) И вот что получилось.  
В каких социальных сетях набирать иностранных студентов?

В каких социальных сетях набирать иностранных студентов?

Часто мне задают такой вопрос. И ответ не простой, потому что: - с одной стороны, в разных странах разная структура использования социальных сетей, - а с другой, - когда ресурсы ограничены, лучше меньше аккаунтов, но качественная контент-стратегия в каждом из них.   Чтобы сориентироваться в мире социальных сетей, можно использовать сервис statcounter.   Я посмотрела аналитику по основным странам въезда иностранных студентов (данные ФСБ, 2019) за пе
 

Про противоречия … в стратегиях позиционирования университетов на мировом рынке

Есть 5 основных стратегий позиционирования в зависимости от конкурентных преимуществ организации на рынке: 1. Через ключевые факторы выбора. Работает в двух случаях: 1) если рынок молодой и конкурентов мало; и 2) если организация имеет абсолютные конкурентные преимущества (Гарвард, к примеру…). 2. На основе относительных преимуществ (т.е. дополнительных к основной выгоде характеристик). Работает в случае, если на рынке есть конкуренты, использующие стратегию №1. Реализуется чащ
Про научные бренды

Про научные бренды

Магистры + Аспиранты + Докторанты = 11% от структуры экспорта российского образования в 2017/2018 учебном году (дальше будет скучный теоретический текст про научные бренды)   Рискну выдвинуть гипотезу: усилия по продвижению научных результатов в России в последние годы сосредоточены на двух видах деятельности: популяризации науки (преимущественно внутри страны) и научной журналистике.   В то время как научный маркетинг представляет собой намного более широкое поня
Роль маркетинга в преодолении последствий пандемии

Роль маркетинга в преодолении последствий пандемии

«Только половина американских вузов откроется после пандемии офф-лайн», - так сказал Филип Котлер в своей лекции на SYNERGY MARKETING FORUM. Еще он сказал, что отрасль образования и науки входит в non-essential industries, которые будут дольше всех восстанавливаться после пандемии.   Что делать? Этому и была посвящена лекция основателя маркетинга, которая называлась «Новое маркетинговое мышление в эпоху Covid». Позволю себе краткую интерпретацию основных тезисов лекции в прилож
 

Про трансмедиа маркетинг и университеты

Трансмедийность – это множество историй о бренде во множестве медиаканалов. При этом каждая платформа представляет собой самостоятельное медиа (хороший пример – это Страницы Победы https://pobeda.page/). Трансмедийная кампания по продвижению университета – это совокупность разного контента, предназначенного для разных аудиторий, в разных каналах коммуникаций. Образно говоря, у науки будет своя история, у образования – своя, у студенческой жизни - своя, у международной деятельности - своя и так д
 

Про НЕмеждународный маркетинг

Прошлой весной работала над проектом по выведению регионального университета на рынки других субъектов РФ («сделали» рост в 2,3 раза). Опыт международного маркетинга был, а вот на Россию не работала. Так что разрешите похвастаться )), а может кому и пригодится информация.Задача была не из простых по двум причинам: 1) университет до этого на рынках других регионов не работал (а значит надо было сформировать узнаваемость, вызвать доверие и продать продукт за 1 цикл); 2) крайне ограниченные ресурсы
 

Есть ли потенциал для экспорта российского бизнес-образования?

Да, при условии, что бизнес школы и экономические университеты сумеют грамотно этот потенциал позиционировать и выдержат сравнение с зарубежными конкурентами. Международный маркетинг бизнес школ отличается от классических университетов тем, что к нему предъявляют более высокие требования – умение школы представить себя в электронном пространстве является, в том числе, олицетворением компетенций школы. Об этом несколько (возможно больше, чем несколько…) слов ниже. Для заинтересованных в теме!
 

Про Digital маркетинг в высшем образовании

Digital стратегия – это часть общей стратегии университета, и эта часть в современном мире пронизывает практически все аспекты деятельности образовательной организации. Как маркетинг не может быть обособленным от стратегического менеджмента направлением, так и digital маркетинг помогает нам во всем: от исследования рынков, формирования портфелей образовательных программ и до коммуникаций с клиентами. Приведу небольшой кейс из последних работ (вдруг кому будет полезно), касающийся аналитики в Sim
 

А Вы на каком портале для иностранных поступающих в российские вузы размещаете информацию?

Такой вопрос мне часто задают. И я решила спросить у Alexa.com. Ответы Алексы на фото, а мои выводы ниже. - Ведущие российские порталы для иностранных поступающих, как с точки зрения объема траффика, так и с точки зрения географии и поведения пользователей (проценты отказов, среднее время на сайте): это порталы Россотрудничества future-in-russia и rs.gov.ru (для поступающих по квоте на образование иностранных граждан). - На втором месте с точки зрения траффика, но не с точки зрения пов
 

Международное научное сотрудничество - инструмент рекрутинга?

Уже не раз в своих постах я касалась этого вопроса: и про то, что научная коммуникация - это важный канал коммуникаций бренда университета на зарубежном рынке, и про то, что эта функция часто находится где-то между «международниками» и «научниками». А еще эта функция помогает нам осуществлять набор иностранных граждан на программы магистратуры и аспирантуры. Когда я провожу портфельный анализ экспортных образовательных программ региональных вузов (не 5-100), я вижу, что в среднем более 80% портф
Sign in to follow this  
×
×
  • Create New...