Jump to content
Sign in to follow this  
  • entries
    46
  • comments
    8
  • views
    2,610

About this blog

Два года пандемии форсировали цифровизацию, в том числе - и университетов. Сегодня мы наблюдаем глобальную перестройку мирового образовательного рынка не только за счет эффекта кризисных ножниц, когда абитуриенты выбирают более дешевые варианты обучения сопоставимого уровня качества, но и за счет эффекта цифровизации. На первый план выходит цифровая репутация университета. Абитуриенты не только поступают онлайн, но и выбирают университет тоже онлайн. Университеты вынуждены конкурировать теперь не с университетами своего региона, а со всеми университетами, представленными в сети Интернет. При чем конкурируют они за внимание пользователей! Сегодня Интернет - это рынок покупателей, а не продавцов. Люди решают, какой контент, в каком канале, в какое время и в каком формате потреблять. Чтобы угнаться за этими трендами, обеспечить долгосрочные цифровые коммуникации с разными целевыми аудиториями и укрепить свою репутацию, университетам нужно проводить не технологическую, а культурную цифровую трансформацию. Я веду этот блог, чтобы размещать полезный для университетов контент, который я получаю в результате своих исследований, опыта работы с университетами (консалтинга, аудитов, разработки стратегий), а также реализации программ дополнительного образования. Добро пожаловать!

Entries in this blog

Про научные бренды

Про научные бренды

Магистры + Аспиранты + Докторанты = 11% от структуры экспорта российского образования в 2017/2018 учебном году (дальше будет скучный теоретический текст про научные бренды)   Рискну выдвинуть гипотезу: усилия по продвижению научных результатов в России в последние годы сосредоточены на двух видах деятельности: популяризации науки (преимущественно внутри страны) и научной журналистике.   В то время как научный маркетинг представляет собой намного более широкое поня
Роль маркетинга в преодолении последствий пандемии

Роль маркетинга в преодолении последствий пандемии

«Только половина американских вузов откроется после пандемии офф-лайн», - так сказал Филип Котлер в своей лекции на SYNERGY MARKETING FORUM. Еще он сказал, что отрасль образования и науки входит в non-essential industries, которые будут дольше всех восстанавливаться после пандемии.   Что делать? Этому и была посвящена лекция основателя маркетинга, которая называлась «Новое маркетинговое мышление в эпоху Covid». Позволю себе краткую интерпретацию основных тезисов лекции в прилож
 

Про трансмедиа маркетинг и университеты

Трансмедийность – это множество историй о бренде во множестве медиаканалов. При этом каждая платформа представляет собой самостоятельное медиа (хороший пример – это Страницы Победы https://pobeda.page/). Трансмедийная кампания по продвижению университета – это совокупность разного контента, предназначенного для разных аудиторий, в разных каналах коммуникаций. Образно говоря, у науки будет своя история, у образования – своя, у студенческой жизни - своя, у международной деятельности - своя и так д
 

Про НЕмеждународный маркетинг

Прошлой весной работала над проектом по выведению регионального университета на рынки других субъектов РФ («сделали» рост в 2,3 раза). Опыт международного маркетинга был, а вот на Россию не работала. Так что разрешите похвастаться )), а может кому и пригодится информация.Задача была не из простых по двум причинам: 1) университет до этого на рынках других регионов не работал (а значит надо было сформировать узнаваемость, вызвать доверие и продать продукт за 1 цикл); 2) крайне ограниченные ресурсы
 

Есть ли потенциал для экспорта российского бизнес-образования?

Да, при условии, что бизнес школы и экономические университеты сумеют грамотно этот потенциал позиционировать и выдержат сравнение с зарубежными конкурентами. Международный маркетинг бизнес школ отличается от классических университетов тем, что к нему предъявляют более высокие требования – умение школы представить себя в электронном пространстве является, в том числе, олицетворением компетенций школы. Об этом несколько (возможно больше, чем несколько…) слов ниже. Для заинтересованных в теме!
 

Про Digital маркетинг в высшем образовании

Digital стратегия – это часть общей стратегии университета, и эта часть в современном мире пронизывает практически все аспекты деятельности образовательной организации. Как маркетинг не может быть обособленным от стратегического менеджмента направлением, так и digital маркетинг помогает нам во всем: от исследования рынков, формирования портфелей образовательных программ и до коммуникаций с клиентами. Приведу небольшой кейс из последних работ (вдруг кому будет полезно), касающийся аналитики в Sim
 

А Вы на каком портале для иностранных поступающих в российские вузы размещаете информацию?

Такой вопрос мне часто задают. И я решила спросить у Alexa.com. Ответы Алексы на фото, а мои выводы ниже. - Ведущие российские порталы для иностранных поступающих, как с точки зрения объема траффика, так и с точки зрения географии и поведения пользователей (проценты отказов, среднее время на сайте): это порталы Россотрудничества future-in-russia и rs.gov.ru (для поступающих по квоте на образование иностранных граждан). - На втором месте с точки зрения траффика, но не с точки зрения пов
 

Международное научное сотрудничество - инструмент рекрутинга?

Уже не раз в своих постах я касалась этого вопроса: и про то, что научная коммуникация - это важный канал коммуникаций бренда университета на зарубежном рынке, и про то, что эта функция часто находится где-то между «международниками» и «научниками». А еще эта функция помогает нам осуществлять набор иностранных граждан на программы магистратуры и аспирантуры. Когда я провожу портфельный анализ экспортных образовательных программ региональных вузов (не 5-100), я вижу, что в среднем более 80% портф
 

Про позиционирование образовательных услуг и пирамиду Маслоу

Много лет я училась маркетингу, преподавала маркетинг, проводила научные исследования и работала в сфере маркетинга. Столько же лет – с университетской скамьи – я знакома с теорией потребностей Маслоу. Но только сейчас я осознала, насколько важно использовать эту теорию при формулировании атрибутов позиционирования образовательных услуг (сподвиг меня к этому Яндекс.Практикум, кстати). Так вот, потребность – это состояние, в котором человеку что-то нужно. А.Маслоу разделял все потребности людей в
 

Должны ли университеты производить новостной контент?

Спасибо Наталье Тюриной за содержательный вебинар по современным законам инфополя, который прошел в рамках проекта «Цифровая журналистика»! Коротко про выводы, которые можно сделать про современные законы инфополя университета: 1. Цифровой детокс. В посткарантинную эпоху эксперты прогнозируют снижение активности в интернет пространстве и выбор пользователями только качественного материала. Что это значит? Университетам нужно задуматься над своей контент-стратегией. На сайте важно позиц
 

Что такое профиль позиционирования университета?

Расскажу, что я включаю в этот термин (не уверена, что он корректен с точки зрения теории маркетинга). Согласно многолетнему исследованию, опубликованному в Psychology Today, при оценке брендов люди используют в основном эмоции, а не информацию. Профиль позиционирования – это совокупность элементов маркетинговой коммуникации, которые создают устойчивую ассоциацию с брендом, т.е. вызывают эмоцию по отношению к бренду, включая: - краткое фирменное наименование (сопоставьте MIT, ВШЭ или ИТМО и
 

От бренда вуза к бренду образовательных услуг

Мы создаем репутацию университета в сети, повышаем узнаваемость и лояльность к бренду. Но продаем мы образовательные услуги. Поэтому не менее важно выстраивать продуктовую стратегию маркетинга на зарубежных рынках. Что важно? 1. Использовать портфельный подход к управлению интернациональными образовательными программами. Здесь я рекомендую применять матрицу БКГ и распределять программы отдельно для каждой формы и уровня обучения в портфели – по темпам прироста спроса и доле иностранных
 

Web-аналитика и электронная интернационализация вуза: что общего?

Управление электронной интернационализацией университета включает в себя два основных компонента: Управление digital брендом (как в англоязычном, так и в русскоязычном интернете, поскольку подавляющее большинство обучающихся в России иностранных студентов - русскоговорящие), включает в себя 3 компонента: узнаваемость, лояльность и репутация. Управление каналами digital коммуникаций (как англоязычными, так и русскоязычными, которые используют русскоязычные иностранных поступающие): сайт
 

Почему в университетах «международники» вынуждены становится маркетологами?

Я часто слышу: «Ну хорошо, Ольга Аркадьевна, разработаете Вы нам рекомендации по международному digital маркетингу, а кто их реализовывать-то будет?». Еще спрашивают (вопрос №2 в моем рейтинге): «Нужно ли нам нанять отдельного специалиста, который будет только digital маркетингом заниматься?». Тут, конечно, можно и ответить, что нужно, без работы я точно не останусь J Но нет… Не нужно. Ведь маркетинговые коммуникации – это по сути все коммуникации вуза с внешней средой (и студентов, и сотруднико
 

Репутация университетов и приемная кампания 2020-2021

Covid-19 может стать не угрозой, а возможностью экспорта российского образования. Какие факторы говорят в пользу этого? - В России не наблюдается массового снижения интереса со стороны иностранных абитуриентов. - Ослабление курса рубля обеспечивает более конкурентоспособную плату за обучение. - Снижение возможностей для подработки иностранных студентов в развитых странах ограничивает их возможности оплачивать там свое обучение. Как можно использовать эти возможности?
 

Можно ли оценить уровень международной научной коммуникации с помощью веб-аналитики?

Я попробовала… … и посмотрела географию пользователей ведущих международных научных социальных сетей. На первом месте в глобальном рэнкинге сайтов, а также по показателям вовлеченности находится социальная сеть ResearchGate. Сеть используется преимущественно в США (17,2% пользователей), а также в Индии (6,5%), Великобритании (6%), Китае (4%), Германии (3,5%), Канаде (3%), Индонезии (2,9%), Австралии (2,6%), Мексике (2,5%), Бразилии (2,4%). Настоятельно рекомендую управлять представлени
 

Так что же такое digital бренд вуза?

Я вижу три основных компонента: 1) Узнаваемость: единый фирменный стиль во всех каналах, лаконичное и запоминающееся сокращенное фирменное наименование, слоган, который «цепляет», и т.д. и т.п. Никак не могу понять, почему брендбук вуза отличается на сайте и в социальных сетях, в профессиональном и в студенческом сообществе… 2) Лояльность к бренду: как относятся к бренду пользователи сети? Пишут отзывы? Вступают в коммуникацию (смотрим метрики вовлеченности в социальных сетях)? Процесс
 

Ключевые ошибки позиционирования российских университетов в зарубежном интернет пространстве (в сравнении с зарубежными конкурентами)

* выводы сделаны по результатам сравнительного анализа профилей позиционирования 3 групп университетов: опорные вузы, бизнес школы и экономические университеты, технические университеты (за исключение 5-100) 1. Нажимая на кнопку «Университет» («Об университете») мы попадаем в меню с перечнем сведений об образовательной организации, но не на страницу с позиционированием вуза. А если такая страница все же есть, то часто позиционирование выстроено от истории создания университета к современнос
 

Видеомаркетинг – будущее современного маркетинга.

Этому меня учили на курсах по таргетированной рекламе еще в 2017 году. А сегодня видео вместо главного баннера на сайте – настоящее digital маркетинга вузов. Но для российских университетов видео контент – это самая слабая сторона электронного позиционирования. Видео форматы лучше всего подходят для первой рекламы, т.е. для знакомства абитуриента с вузом, и должны отвечать на вопрос: а зачем нам приходить (поступать)? Лайфхаки видеомаркетинга: - загружаем видео прямо в Фейсбук, а
 

Экспорт высшего образования vs COVID-19: кто кого?

Результаты недавнего мирового исследования, проведенного авторитетным экспертом в области анализа сферы высшего образования QS Quacquarelly Symonds, показало, что 63% учащихся выпускных классов школ отложат решение о поступлении в зарубежный вуз минимум на год. Как это отразится на достижении целевых показателей федерального проекта «Экспорт образования» и что делать вузам? На мой взгляд, вузам нужно инвестировать в электронную интернационализацию и расширять присутствие своего бренда в зар
 

Методика экспресс-аудита электронной интернационализации университета

Если вуза нет в сети Интернет, он не существует для абитуриента. Фраза банальная, но сегодня как никогда актуальная. Готовимся к набору иностранных студентов он-лайн. Разработала экспресс-методику оценки электронной интернационализации (позиционирования в зарубежной сети) вуза, которая не требует затрат ресурсов, за исключением 1-2 часов рабочего времени. Уже апробировала на нескольких университетах: позволяет увидеть общую картину и определить первоочередные направления работы. Важно! Росс
Sign in to follow this  
×
×
  • Create New...