Jump to content
Sign in to follow this  
  • entries
    46
  • comments
    8
  • views
    2,606

About this blog

Два года пандемии форсировали цифровизацию, в том числе - и университетов. Сегодня мы наблюдаем глобальную перестройку мирового образовательного рынка не только за счет эффекта кризисных ножниц, когда абитуриенты выбирают более дешевые варианты обучения сопоставимого уровня качества, но и за счет эффекта цифровизации. На первый план выходит цифровая репутация университета. Абитуриенты не только поступают онлайн, но и выбирают университет тоже онлайн. Университеты вынуждены конкурировать теперь не с университетами своего региона, а со всеми университетами, представленными в сети Интернет. При чем конкурируют они за внимание пользователей! Сегодня Интернет - это рынок покупателей, а не продавцов. Люди решают, какой контент, в каком канале, в какое время и в каком формате потреблять. Чтобы угнаться за этими трендами, обеспечить долгосрочные цифровые коммуникации с разными целевыми аудиториями и укрепить свою репутацию, университетам нужно проводить не технологическую, а культурную цифровую трансформацию. Я веду этот блог, чтобы размещать полезный для университетов контент, который я получаю в результате своих исследований, опыта работы с университетами (консалтинга, аудитов, разработки стратегий), а также реализации программ дополнительного образования. Добро пожаловать!

Entries in this blog

 

Есть ли потенциал для экспорта российского бизнес-образования?

Да, при условии, что бизнес школы и экономические университеты сумеют грамотно этот потенциал позиционировать и выдержат сравнение с зарубежными конкурентами. Международный маркетинг бизнес школ отличается от классических университетов тем, что к нему предъявляют более высокие требования – умение школы представить себя в электронном пространстве является, в том числе, олицетворением компетенций школы. Об этом несколько (возможно больше, чем несколько…) слов ниже. Для заинтересованных в теме!
Что такое аудит цифрового бренда?

Что такое аудит цифрового бренда?

Пост навеян дискуссией на Круглом столе «Университет: позиционирование, бренд, репутация».   Много говорили о том, что бренд – это не только визуальная идентичность и не только этап охвата. Что носителями бренда университета являются его сотрудники и студенты, потому что бренд – это про эмоции в разных точках контакта. И о том, что для настройки внутреннего бренда нам надо перейти из сферы маркетинга в сферу менеджмента: управлять корпоративной культурой, цифровыми сообществами,
 

Про НЕмеждународный маркетинг

Прошлой весной работала над проектом по выведению регионального университета на рынки других субъектов РФ («сделали» рост в 2,3 раза). Опыт международного маркетинга был, а вот на Россию не работала. Так что разрешите похвастаться )), а может кому и пригодится информация.Задача была не из простых по двум причинам: 1) университет до этого на рынках других регионов не работал (а значит надо было сформировать узнаваемость, вызвать доверие и продать продукт за 1 цикл); 2) крайне ограниченные ресурсы
 

Про трансмедиа маркетинг и университеты

Трансмедийность – это множество историй о бренде во множестве медиаканалов. При этом каждая платформа представляет собой самостоятельное медиа (хороший пример – это Страницы Победы https://pobeda.page/). Трансмедийная кампания по продвижению университета – это совокупность разного контента, предназначенного для разных аудиторий, в разных каналах коммуникаций. Образно говоря, у науки будет своя история, у образования – своя, у студенческой жизни - своя, у международной деятельности - своя и так д
Роль маркетинга в преодолении последствий пандемии

Роль маркетинга в преодолении последствий пандемии

«Только половина американских вузов откроется после пандемии офф-лайн», - так сказал Филип Котлер в своей лекции на SYNERGY MARKETING FORUM. Еще он сказал, что отрасль образования и науки входит в non-essential industries, которые будут дольше всех восстанавливаться после пандемии.   Что делать? Этому и была посвящена лекция основателя маркетинга, которая называлась «Новое маркетинговое мышление в эпоху Covid». Позволю себе краткую интерпретацию основных тезисов лекции в прилож
 

Брендинг как диалог

Основным носителем бренда любой организации являются ее сотрудники И даже если университет этого не осознает, он вкладывается в основного носителя бренда. А тут вот какая сложность. В западной научной литературе выделяют два вида бренда университета: научный и корпоративный. В российской практике много внимания уделяется образовательным брендам или брендам образовательных программ. А это значит, что носителями бренда являются разные внутренние стейкхолдеры: ученые, сотрудники, преподава
 

Про цифровые бренды технических университетов

О концепции решений, которые мы принимает один раз в жизни. Поступить в зарубежный университет или переехать работать в другую страну – эти решения мы долго принимаем и редко повторяем. Это решения, которые нельзя будет изменить, и которые влияют на судьбу человека.   Как это отражается на брендинге университетов? Наши целевые аудитории меньше верят информации, исходящей от университета, и принимают решение на основе отзывов и рекомендаций. А еще – чем выше социально-экономически
Про обратную воронку маркетинга и онлайн рекрутинг

Про обратную воронку маркетинга и онлайн рекрутинг

Система цифрового маркетинга работает эффективно только тогда, когда в этой системе есть хотя бы по 1 инструменту на каждом этапе воронки. Спойлер: российские университеты концентрируют усилия на двух из семи этапов.   Обратная воронка цифрового маркетинга включает в себя семь базовых этапов и эффективна только при отработке каждого из них.   Охват. Самый легкий в применении и потому популярный этап, эффективность которого напряму
 

Про позиционирование образовательных услуг и пирамиду Маслоу

Много лет я училась маркетингу, преподавала маркетинг, проводила научные исследования и работала в сфере маркетинга. Столько же лет – с университетской скамьи – я знакома с теорией потребностей Маслоу. Но только сейчас я осознала, насколько важно использовать эту теорию при формулировании атрибутов позиционирования образовательных услуг (сподвиг меня к этому Яндекс.Практикум, кстати). Так вот, потребность – это состояние, в котором человеку что-то нужно. А.Маслоу разделял все потребности людей в
 

Международное научное сотрудничество - инструмент рекрутинга?

Уже не раз в своих постах я касалась этого вопроса: и про то, что научная коммуникация - это важный канал коммуникаций бренда университета на зарубежном рынке, и про то, что эта функция часто находится где-то между «международниками» и «научниками». А еще эта функция помогает нам осуществлять набор иностранных граждан на программы магистратуры и аспирантуры. Когда я провожу портфельный анализ экспортных образовательных программ региональных вузов (не 5-100), я вижу, что в среднем более 80% портф
 

Про Digital маркетинг в высшем образовании

Digital стратегия – это часть общей стратегии университета, и эта часть в современном мире пронизывает практически все аспекты деятельности образовательной организации. Как маркетинг не может быть обособленным от стратегического менеджмента направлением, так и digital маркетинг помогает нам во всем: от исследования рынков, формирования портфелей образовательных программ и до коммуникаций с клиентами. Приведу небольшой кейс из последних работ (вдруг кому будет полезно), касающийся аналитики в Sim
 

Про научный house of brands и идентичность научного бренда

Научный бренд университета – это не одномерное понятие, а "house of brands".   1. Научная составляющая включена во все виды брендинга университета. Например, на корпоративном уровне это позиционирование университета как ведущего научно-исследовательского центра. Научный потенциал включается в брендинг образовательных программ магистратуры и докторантуры. Когда университет говорит о том, что он дает то знание, которое было создано в стенах этого университета или транслирует
 

Экспорт высшего образования vs COVID-19: кто кого?

Результаты недавнего мирового исследования, проведенного авторитетным экспертом в области анализа сферы высшего образования QS Quacquarelly Symonds, показало, что 63% учащихся выпускных классов школ отложат решение о поступлении в зарубежный вуз минимум на год. Как это отразится на достижении целевых показателей федерального проекта «Экспорт образования» и что делать вузам? На мой взгляд, вузам нужно инвестировать в электронную интернационализацию и расширять присутствие своего бренда в зар
 

Web-аналитика и электронная интернационализация вуза: что общего?

Управление электронной интернационализацией университета включает в себя два основных компонента: Управление digital брендом (как в англоязычном, так и в русскоязычном интернете, поскольку подавляющее большинство обучающихся в России иностранных студентов - русскоговорящие), включает в себя 3 компонента: узнаваемость, лояльность и репутация. Управление каналами digital коммуникаций (как англоязычными, так и русскоязычными, которые используют русскоязычные иностранных поступающие): сайт
Про позиционирование цифрового бренда университета для иностранных поступающих

Про позиционирование цифрового бренда университета для иностранных поступающих

Решение о поступлении в зарубежный университет – это решение, которое обычно принимают один раз в жизни, которое нельзя будет изменить, и которое влияет на судьбу человека.   Как это отражается на брендинге университетов? Наши целевые аудитории меньше верят информации, исходящей от университета, и принимают решение на основе отзывов и рекомендаций. Чем выше социально-экономический статус семьи (то есть чем более талантливых и платежеспособных студентов мы хотим набрать), тем боль
 

Методика экспресс-аудита электронной интернационализации университета

Если вуза нет в сети Интернет, он не существует для абитуриента. Фраза банальная, но сегодня как никогда актуальная. Готовимся к набору иностранных студентов он-лайн. Разработала экспресс-методику оценки электронной интернационализации (позиционирования в зарубежной сети) вуза, которая не требует затрат ресурсов, за исключением 1-2 часов рабочего времени. Уже апробировала на нескольких университетах: позволяет увидеть общую картину и определить первоочередные направления работы. Важно! Росс
 

Можно ли оценить уровень международной научной коммуникации с помощью веб-аналитики?

Я попробовала… … и посмотрела географию пользователей ведущих международных научных социальных сетей. На первом месте в глобальном рэнкинге сайтов, а также по показателям вовлеченности находится социальная сеть ResearchGate. Сеть используется преимущественно в США (17,2% пользователей), а также в Индии (6,5%), Великобритании (6%), Китае (4%), Германии (3,5%), Канаде (3%), Индонезии (2,9%), Австралии (2,6%), Мексике (2,5%), Бразилии (2,4%). Настоятельно рекомендую управлять представлени
 

Про бренд-маркетинг университетов

В 21 веке люди все время заняты. Объем потребляемого и предоставляемого к потреблению контента увеличивается гиперболически. Это приводит к изменению правил цифровых маркетинговых коммуникаций.   Почему?   1) Какофония. Ежедневно мы потребляем необозримые объемы разнородного контента, который наш мозг должен обрабатывать. В мире, где слишком много информации, людям нужно не количество, а качество. 70% населения доверяют контенту, который может их чему-то научить.
Про конкурентные стратегии университетов

Про конкурентные стратегии университетов

В поисках вдохновения при разработке конкурентной стратегии наткнулась на книгу Вилли Питерсена «Стратегия как обучение» (перевод на русский так себе, но что делать ). Тот самый случай, когда очень простыми словами об очень сложном (не для понимания, а для реализации). Принципиально новых концепций в книге не представлено, все размышления автора основаны на классике маркетинга (что мне лично очень импонирует). Кто спрашивал меня недавно, что почитать про маркетинг «с нуля»?   Я,
 

От бренда вуза к бренду образовательных услуг

Мы создаем репутацию университета в сети, повышаем узнаваемость и лояльность к бренду. Но продаем мы образовательные услуги. Поэтому не менее важно выстраивать продуктовую стратегию маркетинга на зарубежных рынках. Что важно? 1. Использовать портфельный подход к управлению интернациональными образовательными программами. Здесь я рекомендую применять матрицу БКГ и распределять программы отдельно для каждой формы и уровня обучения в портфели – по темпам прироста спроса и доле иностранных
Факторы выбора региональных университетов России

Факторы выбора региональных университетов России

В процессе изучения модели QFD решила сопоставить результаты опросов студентов по 5 региональным университетам, с которыми работала в течение последнего года (чтобы период и структуры анкетных опросов были сопоставимы). Все университеты расположены в субъектах РФ, являются государственными и небольшими (до 10 тысяч студентов).   Так вот, основными факторами выбора таких университетов являются: наличие нужной специальности; бюджетные места; легкость поступления и город обучения. Д
 

А Вы на каком портале для иностранных поступающих в российские вузы размещаете информацию?

Такой вопрос мне часто задают. И я решила спросить у Alexa.com. Ответы Алексы на фото, а мои выводы ниже. - Ведущие российские порталы для иностранных поступающих, как с точки зрения объема траффика, так и с точки зрения географии и поведения пользователей (проценты отказов, среднее время на сайте): это порталы Россотрудничества future-in-russia и rs.gov.ru (для поступающих по квоте на образование иностранных граждан). - На втором месте с точки зрения траффика, но не с точки зрения пов
 

Должны ли университеты производить новостной контент?

Спасибо Наталье Тюриной за содержательный вебинар по современным законам инфополя, который прошел в рамках проекта «Цифровая журналистика»! Коротко про выводы, которые можно сделать про современные законы инфополя университета: 1. Цифровой детокс. В посткарантинную эпоху эксперты прогнозируют снижение активности в интернет пространстве и выбор пользователями только качественного материала. Что это значит? Университетам нужно задуматься над своей контент-стратегией. На сайте важно позиц
 

Про научный “tone of voice”

Про позиционирование международного научного бренда университета в целом на странице сайта “Research”. Кстати, в зарубежной практике эту страницу называют еще “Research and Impact"или “Research and Innovation”. У нас часто встречается “Science”.   Так вот, в основе позиционирования научного потенциала ведущих российских университетов на англоязычных сайтах лежат: научные подразделения и компетенции, научная инфраструктура и публикации, научные новости и события.  
Международный цифровой маркетинг университетов

Международный цифровой маркетинг университетов

Гипотезы: 1. Российские университеты часто подменяют понятие «управление цифровым маркетингом» понятием «управление цифровыми медиа», делая ставку на интернет-каналы и рекламные инструменты, а не на цифровые бренды, продукты и цифровую культуру организации. 2. Российские университеты часто пытаются продвигать разработанные для национального рынка бренды (включая краткое фирменное наименование, логотип, слоган и т.п.) на зарубежных рынках. Такой подход не всегда обеспечивает при
Sign in to follow this  
×
×
  • Create New...